
Картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» продана на торгах аукционного дома Christie's в Нью-Йорке за рекордные $450 млн. В то же время на криптовалютной бирже биткоин регулярно ставит свои рекорды, преодолев отметку в $8,000. Что общего у произведений искусства и криптовалют как инвестиционных активов?
Активы из реального сектора тоже подвержены влиянию медиа. Когда мировые СМИ говорят о политической напряженности в нефтедобывающих регионах, это часто отражается на цене на нефть. Но на рынке произведений искусства и криптовалютных биржах СМИ влияют на торги гораздо сильнее. Аналитики трафика давно отметили, что рост поисковых запросов о биткоине приводит к увеличению его стоимости. В свою очередь, число запросов напрямую связано с упоминанием криптовалюты в крупных СМИ.
Похожая ситуация сложилась и на арт-рынке. Одна из самых знаменитых картин Леонардо да Винчи — «Джоконда» — привлекла внимание публики после загадочного похищения в начале XX века. Через несколько лет картина благополучно вернулась в Лувр, где заняла уже отдельный смотровой зал. В дальнейшем медийность полотна поддерживали атаки вандалов: «Джоконду» обливали кислотой, закидывали камнями и пытались облить краской. Все это придало портрету Джоконды и его создателю мистическую славу и отразилось на стоимости произведений Леонардо да Винчи на торгах.
Влияние медиа на рыночную цену актива очевидно и для инвесторов, и для создателей арт-объектов и криптовалют. Эта особенность породила «погоню за хайпом» — многие креаторы и фаундеры проектов стараются привлечь внимание медиа необычными проектами. В мире искусства «хайпы» первыми смогли монетизировать модернисты — не секрет, что эпатажное поведение Сальвадора Дали и Артюра Рембо помогло им добиться славы. До абсолюта довели эту формулу представители поп-арта — Энди Уорхол даже не скрывал того факта, что ему интересно любое внимание журналистов. «Не обращайте внимания на то, что о вас пишут. Просто измеряйте это в дюймах», — заявлял Уорхолл.
Примеров «коинов», известность и доходность которых создана «на хайпе», множество. Достаточно вспомнить Sexcoin, PotCoin или PepeCoin, которые увеличили свою капитализацию не за счет технических преимуществ или оригинальной бизнес-модели, а из-за своей скандальности.
Рядовые инвесторы могут избрать стратегию вложения в самые «медийные» арт-объекты или криптовалюты, но она не всегда приносит прибыль. Так, российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев потерял более $120 млн после перепродажи работ Пабло Пикассо, Поля Гогена и Рене Магритта. Позднее коллекционер заявил, что арт-дилер из Швейцарии ввел его в заблуждение относительно ценности ряда полотен знаменитых художников.
Этот пример показал, что вложения в искусство требуют экспертных знаний или, по меньшей мере, помощи добросовестных консультантов. Та же специфика отличает и криптовалюты. Например, хардфорки биткоина привлекают массу внимания СМИ. Но только специалисты по технологии блокчейн и опытные инвесторы могут оценить преимущества и недостатки нового актива. Сама по себе известность биткоина вовсе не гарантирует прибыльности всех его производных.
Часто крупные коллекционеры заявляют, что скупают произведения именитых художников вовсе не ради личной выгоды. Арт-объекты имеют эстетическую ценность, а также служат статусным маркером — интересная коллекция говорит о развитом вкусе ее владельца. Порой коллекционирование и вовсе становится частью просветительской деятельности. Например, российский миллиардер Алексей Семин создал в родной Казани Международный институт антиквариата, который занят изучением и популяризацией его коллекции работ, созданных мастерами Европы.
Криптоинвесторы тоже не всегда руководствуются корыстными мотивами. Недавний опрос компании LendEDU среди американских держателей биткоина показал, что 40% инвесторов приобрели этот актив из-за веры в будущее технологии блокчейн. По их словам, возможность заработать на росте курса не была основным мотивом для инвестирования. Многие ICO тоже привлекают средства благодаря общим ценностям фаундеров и инвесторов: например, часто криптоэнтузиасты делают вклады в развитие экологичных технологий, таких как EcoBit, WePower и HydroMiner.
Арт-сообщество — это не обычное бизнес-сообщество, но и общество художников, критиков и галеристов. Постороннему сложно разобраться в том, как здесь делают деньги и почему те или иные арт-объекты стоят дороже. Однако, инвестор может обратиться за арт-консалтингом и со временем стать «своим» в тусовке. Если же у инвестора нет связей с сообществом, то он может стать жертвой мошенников. Произведения искусства часто подделывают, а ранние и неудачные работы мастеров пытаются выдать за неизвестные шедевры.
И на рынке криптовалют есть своя тусовка — криптоэнтузиасты встречаются на профильных конференциях или митапах, где инвесторы могут познакомиться с лидерами мнений и узнать о новых перспективных проектах. На базе таких сообществ возникает экспертный пул и платформы, которые проводят оценку стартапов и новых ICO. Если криптоинвесторы не участвуют в тусовках, то они рискуют потерять деньги на «скаме» — мошенничестве, которое рассчитано на неопытных инвесторов.